РУССКИЕ УСАДЬБЫ

Дворянская усадьба — знаковый образ русской культуры XVIII-XIX веков, увековеченный на картинах и в произведениях литературы. За «порогом» каждой из них — будь то роскошные въездные ворота или тропинка через вековой лес — начинается путешествие в историю России. Когда-то здесь жили и творили люди, чьи имена знает каждый, и для усадеб это лучшая реклама.

Проект «Русские усадьбы» состоит из 56 объектов

Каждый турист может составить собственный маршрут на несколько дней или воспользоваться существующими. А может пройти этот путь целиком: не спеша, год за годом, погружаясь в историю страны, созерцая ее природу и великолепие русских усадеб.

Для путешествия по русским усадьбам туристам нужны интересные маршруты, информация и удобная инфраструктура. Эти задачи решает национальный культурный проект «Русские усадьбы». Он объединил уже 19 музеев-усадеб и 37 заповедников. Вместе они составляют великолепный маршрут, который знакомит с русской историей, культурой, традициями.

За три дня мы успели посмотреть так много, что даже не верится.
Ольга Яблокова, 10 класс, Кемерово
Эта поездка сближает людей. Я нашла новых друзей! Конечно, все мы видели Кремль и Москву-реку по телевизору, но увидеть их вживую – это великолепно.
Надежда Куксенок, 9 класс, Пермь
Музей Булгакова был просто замечателен. Сразу захотелось прочитать «Мастера и Маргариту».
Полина Белянина, 8 класс, Пермь

РУССКИЕ УСАДЬБЫ

ЯСНАЯ ПОЛЯНА

В этой усадьбе родился, прожил больше полусотни лет и был похоронен Лев Николаевич Толстой. Именно здесь были созданы все великие произведения писателя.

ДВОРЯНИНОВО

Усадьбой владел писатель, ученый, один из основоположников агрономической науки и создатель первого пейзажного парка в России Андрей Болотов.

Ясная Поляна — знаменитая русская усадьба. Здесь родился, прожил больше 50 лет и был похоронен Лев Николаевич Толстой. Именно здесь были созданы все великие произведения писателя. И именно Ясной Поляне, по признанию самого Толстого, он «обязан лучшими своими мыслями, лучшими движениями души».

Уже около ста лет интерьеры яснополянского музея сохраняются по образцу 1910 года — последнего года жизни писателя. Здесь нет копий и муляжей: свои места по-прежнему занимают и письменный стол, доставшийся Толстому от отца, и старинный кожаный диван, на котором в 1828 году Лев Николаевич появился на свет. При его жизни гостями усадьбы становились известные художники, музыканты, писатели, журналисты, общественные деятели.

Ясная поляна

В Ясной Поляне Толстой, согласно своему желанию, и был похоронен. Его могила находится в лесу Старый Заказ, на краю оврага — там, где еще ребенком он вместе с братьями искал «зеленую палочку» — секрет всеобщего счастья.

Ясная поляна

После смерти писателя хранителем усадьбы стала его вдова Софья Андреевна. Она сделала музейными две комнаты в доме — кабинет и спальню, начала заниматься описанием предметов, фотографий и книг из личной библиотеки Льва Николаевича, которая насчитывает более 22 000 томов.

Судьба была благосклонной к Ясной Поляне в годы революции и Гражданской войны: из уважения к памяти Толстого крестьяне уберегли ее от погрома. В 1941 году, когда над музеем нависла угроза оккупации, его директор Софья Андреевна Толстая-Есенина, внучка писателя, организовала эвакуацию экспонатов в Томск.

В настоящее время Ясная Поляна — крупный музейный комплекс, сердцем которого по-прежнему остается толстовская усадьба. Свой подлинный облик здесь сохраняют не только мемориальные постройки, но и леса, сады, парки — все, что знал и любил Лев Николаевич. Ежегодно музей посещает более 200 000 человек со всего мира.

Ясная поляна

В XIX веке усадьба становится литературным и художественным центром России. С 1843 по 1870-е годы здесь жила семья Аксаковых. Абрамцевская природа вдохновила С. Т. Аксакова на создание произведений, которые принесли ему славу одного из лучших русских писателей. В гости к Сергею Тимофеевичу приезжали его друзья, среди которых были Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, М. С. Щепкин, А. С. Хомяков.

В 1870 году усадьбу приобретает меценат С. И. Мамонтов. По его инициативе создается творческое объединение, вошедшее в историю русского искусства как Абрамцевский художественный кружок. Его членами были В. Д. и Е. Д. Поленовы, В. М. и А. М. Васнецовы, И. Е. Репин, И. С. Остроухов, В. А. Серов, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, М. А. Врубель и другие художники, музыканты и актеры. На территории усадьбы были созданы столярная и гончарная мастерские, где художники работали, пробуя свои силы в создании керамических изделий, эскизов мебели и предметов быта, сохраняя традиции народного творчества. Они были оформителями и актерами домашних спектаклей.

abramtsevo

При Мамонтовых в усадьбе появились скульптурная мастерская и баня, построенные в неорусском стиле.

Абрамцево

Члены кружка приняли участие в создании проекта и оформлении интерьера церкви Спаса Нерукотворного, одного из первых образцов русского модерна.

После революции усадьба была национализирована. В 1918 году в Абрамцеве открылся музей, которому в 1977 году был присвоен статус государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника «Абрамцево».

Сегодня в коллекциях музея хранится более 25 000 экспонатов.

Музей-заповедник «Горки Ленинские» – уникальный объект культурного и природного наследия. Благоустраивать дворянскую усадьбу Горки начал герой Отечественной войны 1812 года Александр Писарев. Современный вид имение приобрело в начале XX века при Зинаиде Морозовой. Она реконструировала усадебный парк по проекту давнего знакомого семьи Морозовых, архитектора Франца Шехтеля.

Горки Ленинские

Перестройкой дома в 1909-1914 годах руководил Федор Кольбе. По его проекту к главному зданию усадьбы пристроили зимний сад и веранду, над которыми расположились открытые террасы. Парадный фасад дополнили шестиколонным портиком, а окна второго этажа украсили барельефами с сюжетами греческих мифов.

Великолепный парк и архитектурный ансамбль усадьбы Горки – интереснейший памятник русской усадебной культуры XIX-XX веков, подлинный образ которого удалось сохранить до наших дней. Сегодня «Горки Ленинские» – один из крупнейших исторических музеев-заповедников. На его территории одновременно действуют 4 музейных комплекса. В богатой музейной коллекции нашлось место для подлинных шедевров декоративно-прикладного искусства и единственного в мире «Роллс-Ройса» на гусеничном ходу.

С каждым годом растет количество туристов, которые возвращаются в музей-заповедник. За почти 70-летнюю историю музей посетили более 11 млн человек из 80 стран мира.

В Тульской области, рядом с музеем-заповедником В. Д. Поленова, находится еще одна примечательная усадьба — Дворяниново. Ею владел писатель, ученый, один из основоположников агрономической науки в России Андрей Болотов.

После смерти ученого имение сменило нескольких владельцев, а в начале XX века и вовсе было разрушено. Но в 1986 году советская власть решила восстановить усадьбу и превратить ее в музей: главное здание реконструировали по рисункам самого Андрея Тимофеевича. Дом обставили мебелью XVIII века: она не принадлежала семье Болотовых, но прекрасно воссоздавала атмосферу дворянской усадьбы того времени.

Кроме самого дома, в Дворяниново интересны парк и огород Болотова. Андрей Тимофеевич, выражаясь современным языком, был пионером ландшафтного дизайна в России. Именно он создал первый пейзажный парк страны в Богородицком имении Екатерины II. И постарался для собственного имения: разбил аллеи и яблоневые сады, создал систему многоярусных прудов, устроил цветники, ягодники и огород.

Дворяниново

Сельское хозяйство было главной страстью Болотова. Ученый-агроном был одним из главных популяризаторов картофеля и помидоров в России. Именно ему российские дачники обязаны внедрением практики использования рассады. Он написал больше 4000 статей с советами для садоводов и огородников, первым в России классифицировал растения.

Андрей Тимофеевич Болотов — человек-энциклопедия: создатель первого в стране детского театра, первого кодового замка, электрической машины, с помощью которой ученый лечил 43 болезни методом электрофореза еще до появления электричества в России. Эту машину посетителям всегда показывают во время экскурсии по музею. А еще предлагают чай из любимой травы Болотова — буковицы — и неизменный тульский пряник.

Поленово — красивый заповедник и настоящий дом-музей. Примечательно, что это не приобретенный с годами статус. Так изначально задумал и блестяще реализовал создатель усадьбы Василий Поленов. Известный художник и педагог построил жилой дом для своей семьи, который одновременно стал первым в России художественным музеем в деревне. Музей был всегда открыт для посетителей: сюда ехали крестьяне и ремесленники из окрестных деревень, школьники, студенты, творческая интеллигенция.

«Почему нас так влечет в большие города? Потому что им отдано все — театры, библиотеки, музеи, картинные галереи. А я все это хочу, хоть в малой степени, отдать деревне», — так объяснял свой замысел хозяин усадьбы.

В 1887 году Василий Поленов проезжал на поезде окрестности Оки и был очарован красотой тех мест. Художник приобрел в Тульской губернии песчаный холм на берегу реки и вписал в этот природный холст уникальную усадьбу. Живописец увлекался архитектурой и лично спроектировал все постройки в своих владениях. Атмосфера была наполнена красотой, созерцанием, творчеством, но ключевой идеей для Поленова всегда оставалось просвещение народа.

Поленово

Центральный объект усадьбы — Большой дом, где жила семья Поленова и одновременно размещался музей с ценными картинами, графикой, скульптурами, археологическими находками времен Древней Греции и Древнего Египта. Многие картины подарили друзья и ученики Поленова, среди которых Репин, Васнецов, Боголюбов, Коровин, Левитан, Серов, Шишкин.

Василий Поленов разработал и проект Троицкой церкви в селе Бёхово, недалеко от усадьбы. Рядом с этой церковью на маленьком сельском кладбище художник похоронен.

В музее-заповеднике все сохранилось ровно так, как это было при Василии Поленове. Усадьбу не тронула революция: новая власть ценила вклад художника в дело народного просвещения и объявила музей не подлежащим конфискации. С 1892 года усадьба сохраняется заботой одной семьи. Все это время в одном из самых красивых мест России работает народный музей: без современных перформансов и инсталляций, но с запахом сена и осенним праздником «Бал фонарей в парке».

Архангельское — одна из самых знаменитых и посещаемых русских усадеб. «... Ступив за твой порог, я вдруг переношусь во дни Екатерины», — писал в 1830 году Пушкин тогдашнему хозяину Архангельского, князю Н. Б. Юсупову.

Первое упоминание Архангельского относится еще ко временам Ивана Грозного. Имение получило название в честь построенного здесь храма Архангела Михаила. Расцвет Архангельского начался в XVIII веке при князе Н. А. Голицыне. Именно он приобрел у французского архитектора де Герна проект летнего дворца, ставшего архитектурным центром и визитной карточкой усадьбы. Его строительство началось в 1784 году и продолжалось более 40 лет.

Архангельское

В тот же период велись работы по переустройству парка; к диковинному для XVIII века фонтану добавились две ранжереи, Римские ворота, малый зимний дворец «Каприз».

Архангельское

Основной подход Юсупова к организации имения отлично передает его распоряжение своему управляющему: «Как Архангельское не есть доходная деревня, а расходная, и для веселья, а не для прибыли, то стараться <…> заводить, что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других».

Пережив национализацию и годы запустения, Архангельское сохранило все основные элементы исторической планировки и застройки. Большая часть дворцово-паркового ансамбля уже восстановлена. И, едва пройдя въездные ворота, гости усадьбы попадают в величаво-благородную атмосферу века Просвещения.

Архангельское — великолепный образец архитектурного классицизма, со всей его строгостью пропорций, регулярностью планировки и опорой на античные образцы. До усадьбы легко добраться из Москвы (находится всего в 5 км от МКАД).

Архангельское